Несколько дней назад я посмотрела два фильма, сильно меня «зацепивших». Решила написать о них. Увидела я их один за другим. И так уж вышло, что обе ленты - road movie, основанные на дневниках, и они настолько разные, что больший контраст вообразить сложно. В конце я вскользь упомяну еще один, третий фильм.
«Дневники мотоциклиста», «В диких условиях», «На дороге».
Первым фильмом были «Дневники мотоциклиста» 2004 года режиссёра Уолтера Саллеса. Лента создана на основе дневников Че Гевары и Альберто Гранадо о путешествии по Южной Америке. В главных ролях - Гаэль Гарсиа Берналь и Родриго де ла Серна.
Снять достоверный биографический фильм - колоссальный труд. И главное – умение сделать историю живой, настоящей. Работая с первоисточниками, доступными практически каждому в современном мире необходимо правильно интерпретировать события, достоверно передать всем известные факты, не превратив историю о людях в сухой учебник с биографической справкой. Создатели фильма мастерски показали свою историю. Визуализируя приключения двух мальчишек, отправившихся на поиски себя, они показали внутреннее развитие главных героев. Два друга ринулись в путь, составив план, от которого, конечно, пришлось несколько отступить. Поехав за приключениями, они в конечном итоге прошли школу жизни, нашли себя, повзрослели и определились в своих дальнейших поисках. Создатели оставили зрителям возможность самим понять, в какой момент произошел перелом в судьбе героев. Перед нами постепенно пролетали события, и мы следили за изменениями. Фильм поставил перед каждым зрителем важнейший вопрос – в какой момент недоучившийся студент-медик Эрнесто Гевара стал превращаться в того, кого знает весь мир – в революционера и будущего команданте Че? В какой момент юноша из семьи архитектора понял, что он сможет повести за собой людей, отстаивая свои убеждения? В фильме Эрнесто Гевара предстает перед нами обычным человеком, который привык отстаивать свое мнение, который не боится выражать свои мысли и чувства. Открывшаяся перед ним картина жизни простых людей стран Латинской Америки произвела на юношу огромное впечатление. Путешествие под видом известных медиков привело молодых людей к настоящей ответственности, шуточный обман начала пути сменился серьезной работой в лагере для больных проказой. Развлечениям пришел конец – жизнь подсказала, как поступить правильно, на что направить свои силы… В конце мы увидели героев уже изменившимися, серьезно размышляющими о своем дальнейшем пути.
Путешествие заняло у двух друзей 8 месяцев (с февраля по август 1952 года). Эрнесто Гевара вернулся после него домой, получил свой диплом и планировал вновь воссоединиться с Альберто, отправившись работать в венесуэльский лепрозорий в Каракасе. Однако встретиться они смогли только в 1960-м году, уже на Кубе, когда Че был известен всему миру…
Фильм Вальтера Саллеса производит сильное впечатление. Он помогает зрителям погрузиться в среду, показывает героев с разных сторон, не забывает об их сильных и слабых сторонах. Лента оставляет приятное «послевкусие». Герои вызывают симпатию, им сопереживаешь, радуешься их удачам. Их глазами видишь разные страны, сезоны года, забытые богом местечки и наполненные жизнью города. Художественный фильм снят так, что создается полная иллюзия реальности. Черно-белые фотографии, снятые Эрнесто и Альберто в путешествии, показанные на титрах усиливают ощущение правильно прочувствованного материала.
В заключительных кадрах мы видим на экране постаревшего Альберто Гранадо, увидевшего очередную историю своей жизни на экране. (Он умер в 2011 году, спустя 7 лет после завершения съемок фильма).
***
Вторым просмотренным мной фильмом стала лента Шона Пенна 2007 года «В диких условиях», основанная на дневниках Кристофера МакКэндлесса. Фильм рассказывает поистине страшную историю о выборе, заплатить за который молодому человеку пришлось ценой своей жизни.
Сын обеспеченных родителей, талантливый парень Крис, закончивший колледж, старается убежать от того циничного мира, в котором он прожил всю свою жизнь. Испытывающий неприязнь к собственным родителям, скрывающим настоящую историю становления их брака, молодой человек «уходит из дома», рвет все связи со своими близкими, отворачиваясь даже от сестры. Отказавшись от материальных ценностей, испытывая неприязнь к общепринятым вариантам «обустраивания» жизни, Крис начинает свое путешествие. Сначала на собственной машине, от которой он вскоре избавляется. Путешествуя автостопом, получая помощь от случайных людей, Крис находит друзей, всерьез обеспокоенных его судьбой. Однако, пользуясь их добротой, молодой человек, преследует всего лишь одну цель – он постепенно готовится к одиночному походу на Аляску. Находя временную работу, парень зарабатывает деньги, однако впоследствии отмечает, что жить с ними не так интересно. Крис называет себя Александр Супербродяга и не сообщает близким о своем путешествии и местонахождении. Семья молодого человека почти сходит с ума. Встретившиеся на его пути люди упрекают парня в слишком жесткой позиции по отношению к родным…
Фильм Шона Пенна завораживает своей красотой.
В апреле 1992 года Кристофер МакКэндлесс отправляется на необитаемую часть Аляски с небольшим запасом провизии и ружьем. Решив временно отстраниться от мира, молодой человек старается раствориться в прекрасной природе, которая его окружает. Супербродяга отказывается от карты и компаса, пытаясь полностью отрешиться от современного образа жизни. Все путешествие Крис ведет дневник, записывая свои наблюдения. О мире природы у молодого человека было весьма поверхностное представление. Друзья научили его охотиться и рассказали о принципах обработки сырого мяса. С собой у него была книга о растениях Аляски с картинками. По счастливой случайности, молодой человек, нашел после зимней переправы через реку брошенный автобус, который стал его домом…
В жизни каждый человек имеет право на собственный выбор. Сказать правильный ли он мы не можем, у каждого из нас свое отношение к действительности. Путешествия по Америке и Мексике Крис встречался с удивительными людьми, которые его искренне полюбили. История его жизни могла бы продолжаться и продолжаться. Научившийся понимать себя парень собирался вернуться в мир, но все сложилось совсем не так, как он предполагал… Дикие условия стали в конце его пути ужасающими.
Зрители видели историю жизни обычного парня, историю его собственного выбора, и чем ближе был финал, тем страшнее становилось смотреть на экран, на удивительную природу, на красивые пейзажи, на актера, так проникновенно и натуралистично сыгравшего все изменения, произошедшие с бродягой… (Для роли Эмиль Хирш похудел на 18 кг). Следуя за повествованием по дневнику путешественника, Шон Пенн снял поистине душераздирающую драму. И сделал это, не прибегая к особым эффектам или трюкам. Показывая вперемешку события из двух этапов путешествия – на Аляске и до нее, он очень «просто» и достоверно показывал быт каждого дня героя. И от этой «обыденности» замирает сердце, обливается кровью…
Кристофер планировал вновь отправиться в путь, но подойдя к реке, оказался запертым, не в силах переправится на другой берег. Не зная окрестностей, молодой человек не имел представления о возможных путях отступления. Его эгоистичный выбор отрешится от мира, сыграл с ним злую шутку. Бродяга оказался в ловушке. Страдая от истощения, он нашел неподалеку от своего жилища растение, ставшее его пищей. Ягода оказалась ядовитой. Александр Супербродяга умер на Аляске в возрасте 24 лет.
На последней странице своего дневника он написал: «Я прожил счастливую жизнь и благодарю Господа. Прощайте и пусть благословит всех Бог!».
После просмотра фильма на душе остается тягостный осадок. Он не покидает меня уже несколько дней. Размышляя о жизненном пути Криса, я каждый раз я думаю, как страшно потерять своего родного человека таким образом. Не узнав о его выборе, не успев смириться с уготованной ему судьбой. Не дай Бог испытать что-то подобное. О фильме хотелось сказать так много, но сама история не позволяет делать акцент на чем-то, кроме судьбы бродяги. История путника-одиночки надолго останется в памяти, заставляя страдать при каждом воспоминании о ней.
***
Раз уже сегодня я пишу о road movie, то вскользь хочу упомянуть о еще одном фильме Уолтера Саллеса (режиссера «Дневников мотоциклиста») - «На дороге» (2012), который я посмотрела в кинотеатре еще в октябре.
При огромном количестве биографических книг-дневников в истории мировой литературы, произведение Джека Керука, написанное в 1951 году, наверное, самое культовое. Роман, опубликованный в 1957-м, произвел в свое время настолько сильное впечатление, что буквально стал «новой Библией» для целого поколения американцев. Не слишком приятная история героев, не знающих, что им делать со своей жизнью, довольно подробно и в красках рассказанная Керуаком, «выплеснутая» на экран производит гораздо более неприятное и негативное впечатление. Сама книга воспринимается более спокойно. А вот визуализированная реальность в некоторых моментах воспринимается настолько мерзкой, что хочется закрыть глаза, и просто слушать рассказ дальше, хоть на экране в этот момент нет и намека на отталкивающую картинку. Существуют книги, которые не возможно адекватно экранизировать при всем желании. Работа Уолтера Саллеса обладает особым духом, внутренним ритмом. Она по-своему интерпретирует описанные в романе события. Фильм никак нельзя назвать неудачным. Но, как оказалось, для меня было бы предпочтительней не видеть экранизацию.
Дорога. Куда приводят мечты.
Несколько дней назад я посмотрела два фильма, сильно меня «зацепивших». Решила написать о них. Увидела я их один за другим. И так уж вышло, что обе ленты - road movie, основанные на дневниках, и они настолько разные, что больший контраст вообразить сложно. В конце я вскользь упомяну еще один, третий фильм.
«Дневники мотоциклиста», «В диких условиях», «На дороге».
«Дневники мотоциклиста», «В диких условиях», «На дороге».