Ходила во вторник в театр -
в Кремлевском дворце прошел юбилейный вечер Андриса Лиепы. Свое пятидесятилетие выдающийся артист отмечает в разных городах интереснейшей программой.
Андрис много лет занимается восстановлением и реконструкцией знаменитых «Русских сезонов» Дягилева. Его самостоятельная антреприза «Русские балеты XXI век» показывает современному зрителю воссозданные программы, покорившие в свое время мир.
27 декабря в Кремле был дан одноактный балет «Шехерезада» на музыку Римского-Корсакова.
(Либретто с официального сайта: «скучающего султана Шахриара развлекают одалиски и его любимая жена Зобеида. По совету своего младшего брата Шахезмена, убежденного в женской неверности, Шахриар уезжает на охоту. В гареме начинается оргия, в разгар которой неожиданно возвращается султан. Он велит казнить своих наложниц, евнухов и черных рабов. Зобеида убивает себя»). В постановке принимал участие сам Андрис (в роли Шахрияра), его сестра Илзе (в роли Зобеиды) и Николай Цискаридзе (в роли Золотого раба). В основе работы - хореография Михаила Фокина. Декорации и костюмы воссозданы по работам Льва Бакста.
читать дальше
Симфоническая сюита Римского-Корсакова не слишком подходит для балетной постановки. Восточные костюмы не предполагают привычного балетного действа. Дягилевские постановки, оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мирового хореографического искусства, с самого начала своего существования старались расширить границы классического балета, искали новые пути развития искусства. Появившаяся сейчас возможность вновь увидеть те спектакли дарит зрителю интереснейший опыт.
Впервые балет «Шехерезада» был показан в 1910 году в Гранд Опера. В нем принимали участие Вацлав Нижинский и Ида Рубинштейн.
Л. Бакст. Эскиз костюма к спектаклю.
Хореограф-постановщик Михаил Фокин и Вера Фокина в костюмах (1914 год)
Андрис Лиепа восстановленный балет впервые показал в 1993 году. Декорации и костюмы были воссозданы Анной и Анатолием Нежных.
Фото юбилейного выступления.
Второе отделение вечера открылось фильмом – архивными записями работ Андриса. Лиепа сам комментировал видео-фрагменты. Зал продолжал аплодировать. Потом были выступления гостей – гала-концерт звезд мирового балета. Огромное впечатление произвел на меня танцор из Бостона - Бруклин Мак, летающий по сцене, будто лишенный земного притяжения. Потрясающий номер показал Михаил Лобухин – хореограф Ивата поставил танец на музыку Владимира Высоцкого – сильно, проникновенно и грандиозно. Необычным был номер «Nefes», исполненный Мануэлем Легри и Патриком де Бана, поставленный последним для Токио. Потрясающим было и выступление Дениса Матвиенко (художественного руководителя балетной труппы Национального академического театра оперы и балета Украины имени Т.Г. Шевченко) и его партнерши, они исполняли pas de deux из балета "Дон Кихот".
И первое, и второе действие вечера не предполагало живого оркестра, что несколько омрачало впечатление. Сложная многосоставная и многонациональная группа, безусловно, не имела возможности репетировать свои номера с каким-либо русским оркестром. Все выступали под фонограмму. Увы, это вынужденная мера лишила некоторые номера своего живого звукового очарования. Однако это был, возможно, единственный недостаток вечера.
В фойе дворца зрителей встречала небольшая выставка фотографий Андриса Лиепы, показавшая его лучшие работы. Напечатанные на ткани черно-белые фотографии невероятно удачно «сопровождали» зрителей в творческий мир выдающегося артиста.
Несколько кадров на память: